гора Шесси

Предисловие

Этот поход состоялся у меня на 12-13 июня 2016 года. Были первые деньки небольшого отпуска и конечно их нужно было провести с пользой. Нас собралось 3 человека — я, Денис и Сергей. Обычно на Шесси ходят за 3 дня, но не у всех из нас было столько свободного времени и мы решили сделать его за 2. И очень удачно всё получилось!

День 1

Дорога до Терзияна

Выехали из Краснодара в 6 утра. Наша конечная точка, с которой начинается пеший путь — п.Терзиян Туапсинского района. Навигатор нам сказал, что оптимальная по расстоянию дорога идёт через Горячий ключ на Хадыженск через п.Кутаис и мы, доверчивые, его послушались. Зря.. Около 30 км из 45-километрового участка этой дороги — гравийная дорога качества ниже среднего, постоянная тряска как на стиральной доске.

Возможно сейчас там дорогу уже сделали, но больше мы не проверяли. Если вам дорога ваша машина, то ехать нужно через Апшеронск, хорошая асфальтированная дорога на который идет через станицу Саратовскую. Либо вообще через Джубгу, на Туапсе и далее уже Терзиян.

Если выберете дорогу через Апшеронск, то нужно быть готовым к Шаумянскому перевалу. Стоит отметить, что Шаумянский перевал не асфальтирован, длина участка с гравийным покрытием около 7 км, много пыли, большегрузов, замедляющих движение и создающих трудности разъезда, высока вероятность оползней и нужно быть аккуратными, т.к. обрыв недалеко от края проезжей части. Из плюсов — красивые пейзажи и отсутствие пробок в летний период в отличие от трассы М-4.

Оптимальная дорога на Терзиян:

В итоге, в 10:00 мы были в Терзияне. Дорога до самого поселка асфальтированная, нередко по дороге ходят стада домашних животных — нужно быть внимательными. Машину оставили у гостеприимных Альбины и Виктора, ул.Октябрьская 5, на заборе у них написано «Автостоянка». Наверно, все бывалые туристы знают о возможности остановиться у неё. Перед выходом на маршрут Альбина напоила нас вкусным кофе и угостила своими домашними вкусняшками. Милейшей души человек). Предупредила о здешних медведях и о возможности встречи с ними.

Дорога до Шесси от Терзияна

Отмечу, что многие туристы заказывают заброску от поселка до подножия горы, а это порядка 14 километров дороги. Мы не заказывали, но, как только отошли от поселка, по пути нашего следования ехал лесовоз. Ребята предложили бесплатно подкинуть нас и мы не отказались — около 3 км они нам сократили.

Далее их путь уходил на Семиглавую, а мы пошли пешком в сторону поселка Алтубинал. Дорога хорошая, гравийная, сложностей пешего передвижения не вызывает. Приходится преодолеть несколько мелких бродов и вообще весь путь до подъёма в гору идет вдоль реки Пшиш, проблем с водой нет.

Перед Алтубиналом (6 км от Терзияна) переход через реку по прокинутому навесному бревну. Рядом из воды торчат опоры ранее стоявшего здесь моста. Проезд через реку для машин только вброд.

Далее еще пара километров по прямой дороге практически без набора высоты. Отсюда уже периодически выглядывает лысая макушка Шесси.

Брод через р.Пшиш

Подъём на Шесси

Расстояние с 8го по 13й километр пути идет уже с небольшим набором высоты — до 750 метров. И дорога здесь становится грунтовой, через лес, переходящая сначала в волок, а затем в тропинку. Иногда вдоль обочины встречались кустики земляники.

С 13го километра начинается прилично тяжелый и затяжной подъём вверх. Занятие не из лёгких — забираться на Шесси с большими рюкзаками. Но не спеша вполне возможно.

Перед выходом на субальпику у скал Семашхо в лесу очень уютно расположился деревянный туристический домик-балаган, утопающий в лесной зелени. Внутри кострище и деревянные настилы. Состояние его было в среднем состоянии, но если в этом месте застанет непогода, то укрыться в нём можно. Рядом с балаганом есть хороший родник.

Балаган на карте:

Поднялись на субальпийские луга, с которых открывается вид на скалы Семашко, а также долину в сторону поселков Тубы и Отдаленный. Совсем рядом гора Большой Оконту.

Посмотрели на луга немного внизу, по которым пролегает наш путь, и что мы видим? — в высокой траве чем-то лакомится местный житель — кавказский медведь. Пугать его мы, естественно, не стали — покорно ждали пока он покушает и сам нас заметит. Долго ждать не пришлось. Через пару минут нашего наблюдения медведь учуял нас видимо по запаху (обоняние у них отменное), встал на задние лапы, посмотрел секунд 10 в нашу сторону и быстро метнулся в противоположную от нас сторону в лес, где и скрылся.

Самое страшное теперь нам предстояло — нужно было идти через этот луг и тот самый лес, в который убежал медведь, другого пути подъёма на вершину нет…Чтобы не встретиться с мишкой, весь путь громко разговаривали и стучали палками по деревьям.

Уже перед подъемом на вершину на карте был отмечен родник в лесу. Спустились к обозначенной на карте точке и в самом деле увидели струйку воды, стекающую по склону. Очень удобно, что близко к вершине есть вода. Дальше по пути встретили еще один родник.

Потом мы немного сбились с тропы и пошли вверху вдоль скал, а не снизу по лесу. Склоны очень крутые, нога так и норовит подвернуться. К тому же мы уперлись в другие скалы, которые экстремально обходили справа, чего делать не рекомендую — обходить их нужно слева по лесу во избежание срыва вниз, тропинка там отличная (смотрите трек в конце статьи).

Наконец, мы выбрались на предвершинные луга и увидели здесь уже расположившуюся группу туристов. Место для своих палаток мы тоже нашли с отличным видом на юго-восток в сторону Собор-скалы и поселка Отдалённый, а также всех основных вершин плато Лагонаки, а на северо-запад — долины реки Пшиш, вдоль которой расположились посёлки Алтубинал и Терзиян.

Ветер ночью был очень сильный палатку знатно трепало, так как поставили мы её не у деревьев, а в ложбинке между скал.

День 2

Рассвет

Утром был ранний подъём в 4 часа и волшебный рассвет. Особенно красиво всё смотрится на фоне альпийских лугов, покрытых бесчисленным количеством белых горных цветов. На вершине уже караулили лучшие кадры восходящего солнца Новороссийские и Анапские фотографы из второй туристической группы. Обзор с вершины горы Шесси отменный — ничто не мешает обзору и отчетливо видно все окружающие вершины: гора Семиглавая, перед которой даже можно разглядеть макушки гор Семашхо и Индюк, Грачев Венец, гора Аутль, Фишт и его Большой Фиштинский ледник, Пшехский водопад, Пшехо-Су, Оштен, Нагой-Чук и другие вершины Лагонакского нагорья, плато Черногор, Собор-скала, Большой Оконту.

PlayPause
previous arrow
next arrow

previous arrow
next arrow
Рассвет на горе Шесси

Спуск с горы Шесси

После хорошего завтрака мы пошли на спуск. Обратный путь мы запланировали не по пути подъёма, а с другой стороны горы с последующим выходом на дорогу вдоль реки Пшиш. На северных склонах горы еще лежали нерастаявшие снежники, а на южных буйствовали краски разноцветья и разнотравья.

На склонах немного ниже вершины Шесси стоит обелиск воинам ВОВ:

Спуск с Шесси

С альпики спустились в лес, который по мере спуска становился всё гуще и гуще. Сначала, словно в сказке, шли сквозь заросли высокого папоротника, потом начали встречаться заросли колючих кустарников, малины, которые приходилось постоянно огибать, затем пошел просто густой лес. Тропинку мы давно потеряли и шли ориентируясь сугубо на показания навигатора. Но это продолжалось не долго.

папоротниковый лес

В лесу периодически встречалась земляника. В конце концов, мы вышли на дорогу, которая вывела к реке Большой Пшиш. На одном из её изгибов устроили перекус и купание. Как же приятно остудить разгоряченное тело в холодной горной реке.

Далее была дорога, по которой мы шли к Алтубиналу. На одном из бродов нас догнали местные жители на нивах и подбросили к Терзияну, за что им спасибо!)

Вдоль поселка бежит река Пшиш. Здесь она уже намного шире и полноводней, но всё также быстра, как и в своём начале. На речке было много местной детворы, которая с завидным бесстрашием купалась в бурных водах этой горной реки и сплавлялась по ней на самодельном плоту — вот где оно, детство, которые они запомнят навсегда! Мы не могли себе тоже отказать в соблазне искупаться здесь, что успешно и сделали. Пришли за машиной, Альбина напоила нас вкусным травяным чаем с черничным вареньем собственного производства.

Обратно ехали уже через Апшеронск и около 18:00 были в Краснодаре. Поход удался на славу и места настолько красивые, как и сложные, что желание сюда сходить повторно появилось практически на следующий день. За 2 дня маршрут преодолим, но нужно быть хорошо физически подготовленным — будет не просто.

Ниже представлены треки как мы поднимались и как спускались.

Трек маршрута Терзиян — Шесси (на гору)

Если треки не грузятся, то открывайте через VPN либо скачайте по кнопке «Скачать»:

Трек маршрута Шесси — Терзиян (с горы)