Шаумянский перевал

Шаумянский перевал

Шаумянский перевал — это альтернативная дорога до Туапсе, если ехать со стороны Краснодара, Апшеронска либо Майкопа. Является альтернативой самому популярному маршруту на Туапсе — трассе М-4 через Горячий ключ и Молдовановский перевал.

Всем известно какими многочасовыми пробками в летний сезон славится эта дорога к морю. Через Шаумянский перевал есть шанс проехать без пробок. Трафик здесь в разы меньше. За счет, во-первых, меньшей известности маршрута. Во-вторых, дорога идет именно на Туапсе, а не на Джубгу. И, в-третьих, отсутствия асфальтового покрытия на самом перевале длиной в 7 километров, что зачастую решает не в пользу этого маршрута. Также через перевал получается короче дорога на поселок Индюк, знаменитый своей туристической меккой — горой Индюк.

По километражу через Шаумян от Краснодара до Туапсе получается дальше — 210 км, в то время как через Джубгу — 190 км. Но в сезон пробок это будет не значительной разницей.

Маршрут на Шаумянский перевал

!Стоит обратить внимание — навигатор может проложить от Краснодара на Шаумян 2 маршрута:

  1. Горячий ключ — Кутаис — Хадыженск;
  2. Саратовская — Имеритинская — Апшеронск.

В 2015 году я поверил навигатору и поехал по первому маршруту сразу на Хадыженск — это было фиаско, так как порядка 30 км участка «Горячий ключ — Хадыженск» гравийная дорога качества ниже среднего. Подвеску автомобиля можно оставить на этой стиральной доске. Возможно сейчас здесь лежит асфальт, но я больше не проверял ни разу и всегда ездил только через Саратовскую на Апшеронск, а далее уже на Хадыженск.

До начала перевала дорога хорошая, местами встречаются выбоины, но в целом всё ровно. Чем ближе к Шаумянскому перевалу, тем дорога становится атмосферней, впереди начинают проглядываться изгибы местных гор.

Состояние дороги на Шаумянском перевале

Сразу за информационной табличкой о начале перевала асфальт заканчивается и начинается гравийная дорога. Проехать прям с комфортом здесь конечно не получится — потряхивать будет в любом случае, но в сухое время года участок легко проезжаем на легковом автомобиле.

От пыли здесь не скрыться — она стоит столбом, даже порядком ухудшая видимость, и покрывает всю окружающую растительность. Если вы выехали на чистом автомобиле, то планируйте для него банные процедуры после возвращения. Решите остановиться и выйти из машины — на несколько сантиметров погрузитесь ногой в слой белой маркой пыли. Источник этой пыли — горная порода и гравий, перетираемые колёсами машин.

Во время дождей условия ухудшаются — всю пыль, хоть как-то сглаживающую неровности между камнями, вымывает и ехать придется как по грубой брусчатке. Зимой во время снега сюда лучше не ехать — условия будут совсем суровыми и можно надолго застрять.

На всём участке перевала стоят знаки с ограничением скорости в 40 км\ч, но и это с запасом, так как более 20-30 км\ч лучше не разгоняться. Во-первых, иногда встречаются ямы. Во-вторых, ограждения по краям дороги стоят не везде, а обрывы местами очень приличной высоты. В-третьих, постоянные серпантины и повороты заставляют быть всё время на чеку. Также сюда можно добавить тот факт, что машин на перевале не так уж мало, как попутных, так и встречных. Очень много грузовиков, с которыми на некоторых участках приходится разъезжаться впритирочку.

Есть несколько обзорных точек, с которых открываются виды на юго-запад.

Вид с Шаумянского перевала
Вид с Шаумянского перевала

Горы Индюк отсюда ещё не видно, но, проехав перевал, вы её обязательно заметите с левой стороны по ходу движения. Перед поселком Индюк проезжаем под живописным мостом:

Поселок Индюк. Мост
Поселок Индюк. Мост

По дороге через Шаумянский перевал мы ездили в посёлок Терзиян, когда ходили на гору Шесси, и в поселок Индюк — поход на гору Индюк и в каньон Бешенки.

Шаумянский перевал на карте