Черногорье

Предисловие

Один из наших с Яковом авантюрных походов на плато Черногор из села Черниговское Апшеронского района Краснодарского края состоялся 1-2 ноября 2014 года. В планах было из Черниговского пройти по дороге, идущей по середине плато, и, в идеале, подняться к озеру Чеше. Не всем планам суждено было сбыться в силу определенных обстоятельств…

День 1

Дорога до Черниговского и начало пути

Личного транспорта тогда у нас не было и добирались мы на автобусе: В Краснодаре сели на автобус в 7.30 и в 9.50 были в Апшеронске. Затем на маршрутке из Апшеронска до Черниговского. В 11.00 мы были на точке старта пешего маршрута.

Село Черниговское

В центре села стоял тепловоз, курсирующий по узкоколейке между поселком Отдаленный (он же Шпалорез) и Черниговским. Этот тепловоз больше известен в народе как «Матрица» — производное от правильного «Мотриса». Это моторный самоходный железнодорожный вагон. «Матрица» — она же Мотриса или просто тепловоз ТУ6П:

"Матрица" - она же Мотриса или просто тепловоз ТУ6П
«Матрица» — она же Мотриса или просто тепловоз ТУ6П

В Черниговском по улице Шоссейная прошли до моста через реку Пшеха, перешли мост и через 800 м развилка. Прямо идет дорога на хутор Армянский и далее к Лагонакскому нагорью, склонам г.Пшеха-Су и Пшехскому водопаду (Водопадистый).

Река Пшеха

Мы же здесь свернули вправо, согласно нашему намеченному маршруту.

Путь по плато Черногор

В самом начале пути таблички предупреждают нас об охотничьих угодьях:

Апшеронский заказник

Погода была сырая, стоял густой туман, даже дышать было не совсем легко из-за такой сырости. Температура около +10. В селе местные нас предупредили, что погода непредсказуемая, туманная, уточнили наш маршрут на случай если придется нас искать. Предупредили, что совсем недавно несколько туристов заблудилось в этих краях. Искали со спасателями.

Дорога на плато Черногор

В общем-то основная часть нашего маршрута была очевидна — по укатанной лесной дороге, заблудиться сложно. Шли, наслаждались последними осенними видами — листва на деревьях ярко-рыжая, местами уже полностью опавшая.

Стояла невероятная тишина — ни звуков птиц, ни животных. За всё время мимо проехала только одна Нива и та сбилась с пути — люди держали путь в поселок Отдаленный, но на какой-то развилке свернули не в ту сторону. Больше ни одного человека мы не встретили.

Перед походом мы много читали про то, что плато Черногор облюбовано медведями. Места здесь глухие, много густых зарослей, карстовых воронок и мало туристов — медведей некому тревожить и есть просторы для спокойной звериной жизни. Безмолвная тишина нагоняла на нас неспокойные чувства.

Вся дорога — постоянный монотонный подъем, изрядно утомляющий. Чем ближе к середине маршрута, тем круче становились подъемы, после некоторых приходилось делать привалы.

Ночёвка

На карте был отмечен родник и место под названием Желоба, куда мы планировали добраться до вечера и сделать там ночевку. Уже стемнело, шли с фонариками, но места под стоянку мы найти не могли, равно как и родник. И вдруг повернув голову вправо, мой луч от фонаря осветил контуры какой-то постройки. И, о — неожиданность!!! Оказалось, что здесь расположен пастуший балаган с добротным домиком, сараем для скота и полуразрушенными стойбищами.

Балаган на Черногоре

Домик был свободен, дверь закрывается на засов, внутри печь, 2 койки, запасы консерв и сигарет — это было наше спасение. Еда и остальное у нас было своё, так что местный НЗ оставили в сохранности. А вот с водой проблемы — у нас она закончилась, рядом ни одного родника. Расстелили на улице плёнку с расчетом на утреннюю росу и хоть какое-то количество влаги.

Протопили печь и с комфортом, в тепле, под треск тлеющих дров и приятный запах дерева, уснули.

Ночью проснулись, безмолвная тишина казалось усилилась — ни звука на улице. Выглянули за дверь и поняли, что не показалось — всё вокруг было белое от снега, падающего большими хлопьями. Конечно, на снег мы совсем не рассчитывали — одежда и обувь у нас были не для морозов и снега, а для прохладной осенней погоды…Но зато с водой теперь проблем у нас не будет — и это большой плюс.

Балаган на Черногоре

День 2

Поиск спуска с плато

Утром мы поняли, что из-за нашей непредусмотрительности в плане одежды и обуви, до озера Чеше нам не добраться. На весь маршрут мы планировали 3 дня, но с такой погодой был риск замерзнуть окончательно. Было принято решение дойти до Агуловой балки и по ней спуститься на дорогу, идущую снизу плато к Черниговскому.

Мы у балагана на Черногорье

Сначала дорога просматривалась хорошо, хоть и была припорошена снегом. Но через километр после балагана дорога потерялась в снегу и мы вошли в глухой лес.

Вот тут начался квест по поиску выхода из лесных зарослей с бесчисленным количеством карстовых воронок.

Много про них до этого мы читали, но не думали, что они доставят нам столько хлопот. Проблема в том, что всё плато Черногор покрыто карстовыми воронками разных размеров, идти напрямую через них, постоянно спускаясь и поднимаясь — неразумный вариант, да и воронки некоторые с очень крутыми и опасными спусками. А обходить их приходится долго, постоянно между ними петляя.

В этих густых дремучих зарослях становится понятно, почему медведям здесь комфортно живется — мало туристов и охотников захочет блуждать в такой глуши. Без средств навигации заблудиться тут проще простого.

Плато Черногор

С Черногорья в Черниговку

Спустились на гравийную дорогу мокрые и полностью промерзшие. Под пленкой закипятили чая с надеждой согреться. Но это не сильно помогло — сидя без движения замерзаешь еще быстрее.

Кипятим чай. Черногор

Нам очень повезло — по дороге нас подобрали цветочники, собирающие травы в районах склонов Фишта для заготовки из них травяных сборов. Вся Газель была забита мешками с травами и воздух благоухал цветочными композициями. В такой блаженной атмосфере мы отогрелись и доехали до Апшеронска, откуда уже добрались в Краснодар.

Расписание автобусов на станции Апшеронска

Не могу советовать всем этот маршрут для посещения — он довольно сложный, монотонный, особенных видов по пути нет. Но для нас это было какое-то особенное приключение, путешествие с риском и массой впечатлений, о которых мы часто вспоминаем и, думаю, никогда не забудем. Определенно, есть свой смысл и в таких походах.

Трек маршрута на плато Черногор из Черниговского

Если треки не грузятся, то открывайте через VPN либо скачайте по кнопке «Скачать»: