Гуамское ущелье

Содержание

  1. Общая информация
  2. Экскурсионный маршрут
  3. Как добраться до Гуамского ущелья
  4. История железной дороги
  5. Инфраструктура и активности
  6. Истории Гуамского ущелья
  7. Флора и фауна Гуамского ущелья
  8. Гуамское ущелье зимой
  9. Гуамское ущелье весной
  10. Расположение на карте

Общая информация

Гуамское ущелье (адыг. Гъуамэ) — узкое глубокое ущелье в верховьях реки Курджипс. Ущелье расположено между хребтами Гуама и Лаго-Наки, резко обрываясь четырёхсотметровыми скалами к долине реки Курджипс. Находится на территории Апшеронского района Краснодарского края. Это одна из самых известных и посещаемых достопримечательностей Краснодарского края. Ущелье протянулось от хутора Гуамка до поселка Мезмай. Полная его длина составляет около 7,5 км, а глубина около 400 м, местами ущелье сужается до 2 метров в ширину.

Экскурсионный маршрут по Гуамскому ущелью

Экскурсионный маршрут стартует из поселка Гуамка, здесь же начинается узкоколейка — остатки Апшеронской узкоколейной железной дороги, проложенной ещё в 1930-е годы.

Перед входом в Гуамское ущелье находится просторная парковка, отель «Гуамка», кафе и палатки с сувенирами и продукцией местного производства. Летом в выходные дни нужно быть готовыми к огромному количеству людей, отсутствию мест для парковки авто (придется ставить либо на платной у местных жителей, либо искать место вдоль дороги) и, как следствие, большим очередям на тепловоз.

Время ожидания следующей посадки в вагоны — 1 час. Поэтому туристы обычно приобретают билет и идут гулять по окрестностям. Одно из излюбленных мест — это берег реки Курджипс. Оборудованный ступеньками спуск есть прям у билетной кассы. Глубина реки позволяет походить в ней по колено либо даже искупаться.

Река Курджипс у билетной кассы на тепловоз
Река Курджипс у билетной кассы на тепловоз

Бесплатно пройти по ущелью пешком можно только в ограниченные дни (обычно во вторник), так как в остальное время здесь ходит экскурсионный тепловоз, состоящий из нескольких вагончиков. Летом вагоны открытые, обзор из них хороший, обдувает потоками свежего воздуха. Пеший проход в это время запрещен. Летом тепловоз ходит с 9:30 до 18:00 каждый день, кроме вторника (Вт — выходной). В другие сезоны расписание может меняться.

Стоимость взрослого билета на тепловоз составляет 250 рублей в одну сторону, дети до 7 лет — бесплатно, дети до 13 лет — вдвое дешевле взрослого. Цены актуальны на 2020-й год.

Время поездки в одну сторону — 20 мин, расстояние, проезжаемое на тепловозе, — 1,7 км. По пути туристы слушают историю и легенды ущелья, а также наслаждаются видами и пропастью, внизу которой течет Курджипс.

В одном из мест ущелья из тепловоза можно увидеть дрезину, упавшую с обрыва в 2007 году. В 2012-м падала ещё одна дрезина с пятью пассажирами — все остались живы, но получили травмы. Эту дрезину вытащили из реки. А в 2002 в ущелье свалился тепловоз — бывали и такие случаи.

Упавший в реку тепловоз. Гуамское ущелье
Упавшая в реку дрезина. Гуамское ущелье

Оставшийся путь по ущелью (1,6 км) можно пройти пешком или проехать на дрезине за отдельную плату. Пешая прогулка по ущелью того стоит: слева отвесно вниз обрываются скалы к бурному Курджипсу, справа высокие 400-метровые скальные стенки, поросшие мхом и лианами, по которым стекают ручейки чистейшей прохладной воды. Вперед и назад — змейкой извивающаяся колея железной дороги.

Примерно посередине пешего маршрута будет мост, проложенный через реку Сухая балка. В сентябре 1942 года группа партизан дважды совершала подрыв железнодорожного моста через реку Сухая Балка и предотвращала проход гитлеровцев через Кавказский заповедник в район Сочи. Об этих событиях свидетельствует установленная на скале памятная табличка.

Пройдя еще немного, сразу за запирающимися воротами слева у тропинки можно увидеть памятник Дедовой Марии с надписью «Светлой памяти Дедовой Марии Архиповне посвящается 1979 г.»

Памятник Дедовой Марии Архиповне
Памятник Дедовой Марии Архиповне

В 1979 году Мария Архиповна трудилась путевой обходчицей на железнодорожном участке в Гуамском ущелье. Однажды во время ее обхода начался дождь, а потом со скал на полотно начали падать камни и грязь. Мария Архиповна успела заскочить в железнодорожную будку. Успела сорвать с рычага телефонную трубку и крикнуть в нее: «Идет сель!» И всё… Будку сорвало с фундамента и с высоты бросило в бурлящий внизу ущелья Курджипс…

Далее за деревянным навесом, он же конечная остановка для дрезины, железная дорога обрывается. Точнее в 2011 году её оборвал оползень.

Гуамское ущелье. Конец дороги
Конец дороги

Через территорию, засыпанную оползнем, можно пройти по натоптанной тропинке:

Гуамское ущелье. Тропа на Мезмай
Тропа на Мезмай через оползень

Пройдя 200 метров оползня, снова начинается участок узкоколейки, по которому через 3 км можно дойти до Мезмая.

Как добраться до Гуамского ущелья

От Краснодара до хутора Гуамка 170 км по автомобильной трассе. Время в пути составит 2,5 — 3 часа. Добираться можно через Белореченск, но оптимальнее и быстрее через станицу Саратовскую и Апшеронск. На автобусе можно доехать до Апшеронска, а с местного вокзала добраться до хутора на маршрутке или такси, на все уйдет около 4 часов. Координаты — 44.221626, 39.908378

Особенно живописной дорога становится после поворота с трассы Апшеронск – Черниговская в сторону Гуамки.

Дорога на Гуамку
Дорога на Гуамку

История железной дороги

Изначально, железная дорога, проходящая по Гуамскому ущелью, была частью единой сети узкоколейной железной дороги, соединяющей Апшеронск с горными населенными пунктами. Одна ветка шла на Черниговское, Кушинку, Режет, Тубы и Отдалённый. Вторая ветка соединяла с Гуамкой, Мезмаем, Темнолесской и Камышановой поляной.  Узловой станцией узкоколейки была станция Самурская, где сходились ветки с Отдалённого и Темнолесской — там формировались большие составы, следовавшие до Апшеронска. Использовалась дорога в основном для вывоза спиленного леса и передвижения жителей. В 1970-е г.г. была разобрана линия от Темнолесской до Камышановой Поляны и от Шпалореза в горы, а с начала 90-х вся восточная ветка пришла в упадок из-за природных катаклизмов, преследовавших узкоколейку всё время её существования. В 2010 году была разобрана половина оставшейся линии от Апшеронска до Черниговского. Из действующих участков узкоколейки остались Черниговское-Отдаленный, являющийся надежной связью с внешним миром для местных жителей, и 2 километра экскурсионного маршрута по Гуамскому ущелью.

Железная дорога Гуамского ущелья
Железная дорога Гуамского ущелья

Регулярное движение тепловоза из Гуамки в Мезмай было прекращено еще в 2002 году. Однако в поселок по-прежнему можно было доехать на дрезине. В 2011 году в верхней части Гуамского ущелья произошел оползень, в результате чего участок дороги на Мезмай оказался под завалом, а железнодорожное полотно разрушено. После этого и на дрезине добраться из Гуамки в Мезмай стало невозможно. Сейчас завал можно преодолеть пешком по тропе.

Инфраструктура и активности

Кроме путешествия по ущелью здесь предлагают такие активности как: полёт на троллее над пропастью более 200 м., виа феррата, сплав на рафтинге, спелеотуризм. Не последнее место уделяется скалолазанию на оборудованных летних и зимних трассах разного уровня сложности. Нередко здесь проходят соревнования по этому виду спорта.

Гуамское ущелье – излюбленное место туристов, потому здесь хорошо развита туристическая инфраструктура. Многочисленные базы отдыха и гостиницы предлагают варианты размещения разного уровня комфорта в зависимости от финансовых возможностей туристов. Особенно много отдыхающих стремится сюда в новогодние праздники. Зимой ущелье выглядит по-своему красиво — огромные нависающие сосули, вокруг белый снег и застывшие водопады.

Истории Гуамского ущелья

Одна из известных героических историй уносит в далёкий 1717 год, когда адыги победили достаточно большой отряд турецких завоевателей. Турки гнали усердно сопротивлявшихся адыгов в горы по реке Курджипс. Оказавшись в Гуамском ущелье, адыги камнепадом преградили путь туркам и те оказались в ловушке полумрака. Камнепад достиг и самого войска, а бурлящие воды реки забрали упавших противников и унесли вниз по течению.

Во время Великой Отечественной войны произошли похожие события. В сентябре 1942 года группа партизан дважды совершала подрыв железнодорожного моста через реку Сухая Балка и предотвращала проход гитлеровцев через Кавказский заповедник в район Сочи.

В наше мирное время, гуляя под массивными скалами ущелья, также не стоит забывать о безопасности. Ходить вдоль обрывов нужно очень аккуратно — ограждения установлены не везде, а высота очень большая. Также нужно следить, чтобы не падали мелкие камни сверху со скал. На поезде тоже полностью не защититься от природных проказ. Зимой в 2002 году в реку свалился тепловоз, а в 2007 и 2012 — дрезина, пострадало 5 туристов.

Флора и фауна Гуамского ущелья

Стремительная река Курджипс течет в ущелье, полностью покрытом буйной растительностью реликтовых лесов. Здесь можно встретить лиственные породы в начале ущелья, в конце же основное место занимает кавказская пихта. Основные деревья Гуамского ущелья это бук, дуб, самшит (в сырых, тенистых местах), тис (на сухих обсыпях), ясень, липа, граб, клен. Из кустарников: лещина, можжевельник, падуб, бересклет, азалия, шиповник, боярышник, кизил.

Гуамское ущелье зимой

Зимой здесь по-особенному красиво и сказочно:

Гуамское ущелье весной

Весной растительность только просыпается, снега уже нет, зато река и водопады полноводные, со скал стекают ручьи, а потоки воды максимально бурлящие. Посетителей в это время здесь намного меньше, чем летом.

Гуамское ущелье на карте

icon-car.pngKML-LogoFullscreen-LogoQR-code-logoGeoJSON-LogoGeoRSS-Logo
Гуамское ущелье

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Гуамское ущелье 44.222537, 39.905970 Гуамское ущелье