Соберская кругосветка

Общая информация

Соберская кругосветка — название одного из основных туристических кольцевых маршрутов, проложенных вокруг горы Собер-Баш. Протяженность Соберской кругосветки составляет 10 км.

Сам Собер очень популярен среди краснодарцев и местных туристов. Он привлекает к себе как любителей пеших прогулок, так и велосипедистов, любителей мотокросса и заездов на внедорожниках. Маршруты, дороги и тропы здесь проложены с расчетом на любой вид активности. Периодически на Собере проходят соревнования по горному бегу. Добраться до Собер-Баша от Краснодара не составит труда, расстояние от города всего 60 км. Читать подробнее про гору Собер-Баш.

Соберская кругосветка. Описание маршрута

Соберская кругосветка берёт своё начало с бетонной дороги в районе родника Римба (смотрите карту). Машину можно оставить на поляне у обочины дороги. Полянки имеются. Сама дорога идёт дальше вверх до самой вершины. Если целью является именно кругосветка, то ехать наверх не нужно.

Идём вправо по грунтовой дороге. Вначале ничего особо примечательного не будет. Встретится несколько полянок и небольшой мостик-настил через овражек. Через 4,5 километра пути справа от дороги будет полянка под палатку либо для отдыха и перекуса.

Через 50 метров от поворота на поляну дорогу пересекает первый хороший ручей. На этом ручье слева расположился водопад «Мужские слёзы». Его видно прям с дороги. В сухой сезон водопад может пересыхать или же быть маловоден, поэтому посещать его лучше весной либо после дождей.

Если пойти по тропинке, ведущей право от ручья (вниз по течению), то через 150 метров будет ещё один водопад — Утаённый. К нему подобраться будет сложнее, чем на Мужские слёзы, так как тропа в конце довольно крутая. Высота Утаённого — 11 метров. Посещать его также стоит в период полноводья.

Дальше по маршруту будет ещё одна кемпинговая поляна с местом под палатку. Она находится на возвышенности, а со смотровой площадки на юг открывается шикарный панорамный вид в сторону станицы Крепостной, Планческой щели и Планческих скал. Спустившись от смотровой вниз по тропе, можно найти пару разрушенных дольменов.

Идём далее по треку нашего маршрута и через 1,2 километра справа в лесу можно заметить неприметный памятник лётчикам ВОВ. Он конечно не такой основательный, как мемориал на вершине Собера, и, судя по состоянию, был установлен раньше его.

Оставшиеся 3,5 километра кругосветки идут по приятной лесной тропинке с северной стороны Собера. Дороги с грязными лужами здесь уже нет. Тропинка периодически пересекается с другими тропами, спускающимися с вершины горы, и велотрассами. Велика вероятность встретить любителей горного велосипеда.

В одном месте тропа пересекает глубокий овраг с ручьём. Через него прокинут длинный подвесной мост. Летом 2020 года мост был в плачевном состоянии и идти по нему было крайне опасно. Поэтому приходилось преодолевать овраг, спускаясь в него по крутому берегу справа от моста.

Ещё один интересный объект, который можно поискать и посмотреть, обходя Соберскую кругосветку, это обломки самолета на северном склоне горы. Обломки самолёта Р-5 отмечены на OSM-картах, однако найти их не просто. Сложность поисков обусловлена непростым рельефом местности и тем фактом, что остались только небольшие фрагменты.

Карта маршрута «Соберская кругосветка»