Всего в 70 км от Краснодара, сразу за станицей Дербенской Северского района есть довольно интересное место – карьер “Медвежья гора” на одноименной вершине Медведь-гора. Интересен не столько сам карьер, как расположенное на его территории озеро бирюзового цвета. Ради него в основном сюда и хотят попасть туристы. Сразу подчеркну, что доступ на карьер официально запрещён.
История карьера “Медвежья гора”
Разработку “Медвежьей горы” начали еще в Советское время в 1979 году. До этого времени на месте карьера была гора, по очертаниям напоминавшая медведя. Отсюда и название. С годами масштабы работ росли и на сегодняшний день вместо горы здесь вырыта впадина глубиной более 150 метров.
Сейчас работы на карьере “Медвежья гора” ведутся не так активно, как это было раньше, но здесь всё так же снуют экскаваторы, самосвалы и другая карьерная техника. Согласно информации на табличках, развешенных по периметру, в карьере и по сей день ведутся взрывные работы.
В карьере ведётся добыча щебня, доломита, песка и известняка. От места разработки карьера проложена собственная железнодорожная ветка.
Посещение карьера “Медвежья гора” и его озера
Проход и проезд в карьер официально запрещен по соображениям безопасности и по территории курсирует охрана. Поэтому пробраться к озеру смогут только самые настойчивые туристы. Посещать лучше в выходной день, когда деятельности и техники на карьере минимум.
Маршрут от Краснодара до точки старта на карьер
Если ехать со стороны Краснодара, то по Новороссийскому шоссе заезжаем в поселок Ильский и, следуя указателям, сворачиваем налево в сторону станицы Дербентской. По пути можно заехать на местную достопримечательность – старую нефтяную скважину “Бабушка”.
Сразу после въезда в Дербентскую дорога пойдёт прямо к въезду на карьер. Слева вдоль дороги будет вдоль ж\д пути. Хотя это и кажется самым оптимальным путём на карьер, смысла туда ехать нет. Впереди будет ждать КПП, шлагбаум и охрана. Дальше вас не пустят ни на машине, ни пешком. Обходных путей нет. Въезд на карьер разрешен только для рабочей техники и сотрудников.
Направляйтесь в станицу до точки, указанной на карте. Ориентир – ст. Дербентская, ул. Советская улица, 9. В самом конце пути будет мелкий брод через реку Иль, а после него приличные ямы. Можно брод не переезжать и оставить машину на полянке или вдоль дороги до брода. Здесь она никому мешать не будет. Если же возможности машины позволяют, то проезжаем брод, дальше 500 метров по не очень хорошей дороге и оставляем авто на большой поляне лесорубов.
Дорога, уходящая прямо, – это маршрут на Наташкины водопады и гору Убиньсу. На карьер же нужно идти по дороге вправо, на подъем к Медведь-горе.
Подъем к карьеру
От поляны до карьера с озером – 3 км или около часа пути. Дорога простая, с плавным набором высоты. Причем это именно дорога, по которой раньше был подъезд прямо на карьер. Сейчас она перекопана глубокими рвами в нескольких местах и пройти можно только пешком.
Прогулка по этой дороге доставляет только удовольствие. Сухо, почти нет луж даже после дождя, под ногами камни. Можно даже встретить редкие экземпляры, например, местный голубоватый агат, обрамленный известняком, и гагат. Когда-то здесь было древнее море, поэтому довольно много известняка-кальцита, как осадочной породы возрастом несколько миллионов лет. В общем, внимательно смотрите под ноги.
Кроме красивых камней нам довелось даже увидеть несколько серн, быстро убегающих с дороги в лес, завидев нас. Вот уж не подумал бы, что рядом с людьми и громкой техникой будут водиться такие дикие звери. Вдоль дороги растёт много шиповника. С парочки обзорных площадок (одна по середине пути, другая в конце) открываются классные виды на гору Собер-Баш и окружающие хребты.
Перед выходом к карьеру видим на дереве табличку, предупреждающую об опасности нахождения на его территории и проведении взрывных работ. Берём на заметку и бдим.
Готовые туры на популярные курорты по выгодным ценам можно приобрести через проверенный сервис YouTravel:
Карьер
С лесной дороги, по которой шли, выходим на территорию карьера и одну из его накатанных дорог. Влево уходит дорога вверх на Медведь-гору, изрытую и угробленную техникой. Проходим прямо 200 метров и попадаем на обзорную площадку с видом на карьер и голубое озеро. Озеро искусственное, внушительных размеров и с красивого цвета водой.
Под ногами валяются вроде камушки, а вроде и нет. Вероятно, осколки от взрывчатки:
Пытаемся пройти к озеру.
Озеро в карьере
Чтобы посмотреть на озеро поближе, можно спуститься вниз по дороге. Но там стоит охрана и вряд успеете до него дойти. Можно пройти немного влево по дороге и подняться под скалу, нависающую рядом с озером. Отсюда тоже открывается хороший вид. Вода в озере удивительно красивого бирюзового цвета. Скорее всего, такой окрас воде даёт горная порода, залегающая на дне водоёма.
Версий его образования озера несколько:
- Карьерную яму наполнила дождевая вода и другие осадки.
- Специально наполнили водой для использования воды в промышленных целях и полива карьера водой, чтобы не было пыли.
- Естественные подземные родники.
С этой точки открывается более обширный вид на карьер рядом с озером и обзорную, на которую выходили изначально:
Идти отсюда на Медведь-гору смысла нет, так как по пути стоит КПП и дальше него вас не пропустят. Любуемся техникой, стоящей здесь и спускаемся по той же дороге вниз к машине, на точку старта.
Кстати, очертания карьера “Медвежья гора” и самой Медведь-горы хорошо заметны с вершины горы Собер-Баш, если посмотреть на запад. Вид с Собера: